ЗАО ЦНИИ «Волна» совместно с ООО «НПО «ПРОГРЕСС», провела работы по основным этапам инициативной ОКР (шифр «Машина») по созданию комплекса разведки тактического звена для применения на перспективных автомобильных платформах нового поколения, в том числе, по проекту ОКР «Тайфун», который предполагает создание на унифицированном шасси семейства разведывательных, командно-штабных, конвойных или санитарных машин; машин инженерной или радио- и биохимической разведки; огневой поддержки, машина охраны и сопровождения колонн и т.д. В ходе работы проведена привязка комплекса предлагаемых технических средств и на другие платформы.
Разрабатываемый комплекс предназначен для комплексного решения задач тактической разведки и целеуказания в составе подразделений Вооруженных Сил и Пограничных войск ФСБ средствами и системами разведки, в том числе: оптическими, тепло- и телевизионными, радиолокационными, лазерными для применения в любое время суток и года при нахождении как в нормальных метеорологических условиях, так и при наличии осадков, задымлении или запылении атмосферы, а так же при воздействии радиоэлектронных помех от средств РЭБ противника.

Особенностью разрабатываемого комплекса является то, что в его состав интегрированы: комплекс высокоточной топографической привязки с высокоточным гирокомпасом, доплеровских датчиков скорости, спутниковой ГНСС; оптико — электронного комплекс, лазерный дальномер, комплекс радиолокационной станции.
Все системы разведывательного комплекса объединены бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), которая позволяет осуществить автоматизированное управление всеми элементами комплекса и взаимодействует с внешними автоматизированными системами. Такое построение разведывательного комплекса позволяет обрабатывать в режиме реального времени полученные разведывательные данные как для автономного применения, так и в составе автоматизированных комплексов.


Состав разведывательного комплекса (вариант):

  • Радиолокационная станция;
  • Оптико-электронный блок с лазерным дальномером;
  • Центральный блок управления и навигации (ЦБУН);
  • Гирокомпас;
  • Спутниковый навигационный приемник с антеннами диапазонов L1 и L2;
  • Доплеровский измеритель скорости (ДИС);
  • Подъемно-мачтовое устройство;
  • Мобильный вычислительный комплекс (АРМ командира);
  • Устройство отображения оператора (расширение до двух рабочих мест: оператор и водитель);
  • Аккумулятор и зарядное устройство или первичный источник электропитания;
  • Выносной дополнительный штатив, ЗИП.

Один из вариантов состава комплекса с привязкой к Тайфуну показан на рис. 1.

ris1

Рис.1- Состав комплекса разведки для
боевых разведывательных машин (Вариант 1).

Основным элементом, можно сказать сердцем всего разведывательного комплекса, является гирокомпас, который обеспечивает высокоточную топографическую привязку. При наличии высокой точности привязки целей становится осмысленной вся система разведки. Комплекс подсистемы топопривязки представляет собой скомплексированный в единый узел высокоточный гирокомпас, построенный на основе волоконно-оптических гироскопах, внешний доплеровский датчик скорости, двухчастотный приемник ГЛОНАСС/GPS, вычислитель БИНС с отображением данных на экране оператора на электронно-цифровой карте местности и передачей «сырых» данных в БИУС.

Параметры подсистемы топопривязки показаны в таблице №1.

Таблица 1.

Подсистема топографической привязки и навигации

1 Гирокомпас. Время готовности к обмену данными с пользователем и выдачи статуса «Исправность», сек. 15
2 Время ускоренного гирокомпасирования и выдачи измеренного угла курса, мин. 8
3 Время коррекции углов ориентации по известному азимутальному углу, сек. 10
4 Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи угла крена, град ±0,03
5 Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи угла тангажа, град. ±0,03
6 Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи начального угла курса определенного методом ускоренного гирокомпасирования, град. (в диапазоне измерения от 0 до 360°) ±0,042 * sec (широта места)
7 Среднеквадратическая погрешность удержания угла курса в режиме «навигация», град. (за 1 час работы) ±0,042
8 Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи ускорения по оси X, ускорения по оси Y, ускорения по оси Z, м/с2 * g, где g = 9,8175 м/с2 ±0,003
9 Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи угловой скорости по оси X, по оси Y, по оси Z, °/с ±0,001
10 Топопривязка.
Среднеквадратическая погрешность определения текущих географических координат (широты и долготы) местоположения объекта в мировой геодезической системе координат 1984 года (WGS-84) в режимах навигации СНС/ИНС, м
10
11 Среднеквадратическая относительная погрешность определения приращения текущих географических координат местоположения объекта в режиме навигации ИНС/одометр, не более % (величины пройденного пути за один час работы системы) 0,2
12 Определение и хранение углов ориентации объекта ВВТ с частотой обновления информации, Гц 100
13 Общее количество каналов приема спутникового навигационного приемника 24
14 Прием и обработка сигналов от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, СТ/ВТ-код L1-диапазон
15 Прием и обработка сигналов от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, СТ/ВТ-код L2-диапазон
16 Прием и обработка сигналов от спутниковой навигационной системы GPS L1-диапазон
17 Диапазон работы ДИС К- диапазон
18 Выходная мощность, мВт 30

Еще одним элементом комплекса является Оптико-электронный блок (ОЭБ).
ОЭБ представляет собой узел телевизионного и теплотелевизионного обзора с лазерным дальномером на выдвижной подъемной мачте. Узел имеет гиростабилизацию для повышения точности измерения дальностей целей. Данные выводятся как на экран оператора, так и передаются для обработки в БИУС. Некоторые параметры ОЭБ приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Оптико-электронный блок

1 Высота подъема мачты, м 5
2 Время подъема, с 60
Видеокамера на подъемно-мачтовом устройстве
4 Формат изображения, цветной 1024х1024
5 Минимальная освещенность, люкс 1
6 Частота кадров: Гц 30
7 Интерфейс управления камерой, тип RS-485
8 Выходной цифровой интерфейс видеосигнала 10 бит RS-644
Тепловизионный блок на подъемно-мачтовом устройстве
10 Спектральный диапазон, мкм 3,7…4,8 (7,7…9,5)
11 Чувствительность, Вт/см². 1•10-12
12 Фокусные расстояния объектива, диапазоны, мм 61, 122, 24
13 Углы поля зрения объектива по диапазонам, град 0,72° х 0,9°; 3,6° x 4,5°; 18,1° x 22,7°.
14 Формат видеоизображения, пиксели 320 х 256, 640 х 512
15 Автофокусировка изображения, да/нет да
16 Введение псевдоцветов, да/нет да
17 Функция инверсии яркости (негатив-позитив), да/нет да
18 Управление яркостью, контрастом, да/нет да
19 Электронное масштабировании, да/нет да
20 Дистанционное управление, интерфейс RS-232
Лазерный дальномер на подъемно-мачтовом устройстве
22 Способ определения дальности Диффузное отражение от поверхности цели
23 Длина волны излучения, мкм 1,54
24 Энергия излучения, мДж 8
25 Диапазон измерения расстояния: от/до, м 60 -15000
26 Точность измерения расстояния до цели: не более, м ± 2.5
27 Угол поля зрения визира: град. 5
28 Увеличение визира дальномера, крат 7,5


Следующим проработанным составным элементом является Радиолокационная станция(РЛС).
Для обеспечения обнаружения малоразмерных воздушных целей (БПЛА) используется малогабаритная РЛС типа Н-025. РЛС позволяет осуществлять обзорное круговое сканирование или сканирование в секторе 120 градусов по азимуту и 60 градусов по углу места, захват до 20 воздушных целей для обработки с определением курса целей и дальности на глубину до 25 км, при общей дальности обзора до 32 км.
Заявленные при постановке задачи тактико-технические характеристики позволяют обеспечивать разведку целей на дальностях до 12 км с точностью по дальности 2,5 м и азимутом цели с точностью до 6 угл. мин. На рис. 2 показан общий вид БИУС с устройством отображения, гирокомпасом, ЦБУН, спутниковой навигационной антенной и блоком питания

BUIS

Рис. 2 Общий вид БИУС

Нами подробно проработаны или подготовлены предложения по созданию и запуску в производство и другие элементы комплекса.

Как было сказано выше проработаны варианты и для других платформ, например на базе Рыси, показанный на рисунке 3.

ris 3

Рис. 3 Состав комплекса разведки для боевых разведывательных машин (Вариант 2).

С конкретными характеристиками, при необходимости можно ознакомится в Дизайн-центре предприятия.

Заданные требования по ОКР «Машина» к разведывательному комплексу позволяют надеяться, что изделие будет востребовано не только при разработке перспективных боевых разведывательным машин на базе платформ «Тайфун», но и при модернизации существующих боевых разведывательных комплексов (один из таких вариантов показан на рисунке 4).

ris 4

Рис. 4. Вариант модернизации электронного оборудования на ранее выпускаемых машинах.